ОУ ДПО "Учебный центр профсоюзов УР

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

4.6. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств

 


 

4.6. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств

 

После изучения этого раздела Вы будете знать:

 

 

  • как организуется движение транспортных средств на территории предприятия;
  • какие требования предъявляются к персоналу при допуске к управлению транспортными средствами;
  • обязанности работодателя по организации управления эксплуатацией транспортных средств;
  • требования безопасности при эксплуатации транспортных средств;
  • общие требования безопасности при транспортировании груза.

 

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

 

  1. Федеральный закон от 15.11.95 № 196-ФЗ. О безопасности дорожного движения.
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Совет Министров -Правительство Российской Федерации, 1993 г. (в редакции от 17.12.2013 г. № 1176)
  3. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р М 027-2003. Постановление Минтруда России от 12.05.03 г. № 28.
  4. Приказ Минтранс России от 20.08.04 г. № 15. Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
  5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. (с изменениями от 08.06.1995 г.)
  6. СП 4616-88. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей.
  7. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. Утвержден постановлением Госстандарта России от 01.02.01 г. № 47-ст. (с изменениями от 26.08.2005 г.)
  8. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.
  9. ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

 

С данным разделом связаны:

 

Раздел 2.5 Инструктаж, обучение и допуск персонала к работе.

 

Раздел 2.9 Организация предварительных и периодических медицинских осмотров

Раздел 4.7 Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.

Раздел 7.2 Порядок обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Межотраслевые правила по охране труда ПОТ РМ-008-99 распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая грузовые тележки, используемых в технологических транспортных операциях внутри организации (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами; торговыми залами и др. объектами).

 

 

Безрельсовые колесные транспортные средства, не подлежащие регистрации в территориальных органах ГИБДД, регистрируются в установленном в организации порядке с присвоением им регистрационного номера организации.

 

 

При организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, которые распространяются:

 

  • на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих
  • услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.),
  • на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее - организации),
  • на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом (в части требований, изложенных в разделе "Погрузка, разгрузка и перевозка грузов").Конкретные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения юридическими и физическими лицами, участвующими в перевозках пассажиров и грузов, определены Положением.

 

Приказ Минтранса России от 09.03.95 № 27 ПОЛОЖЕНИЕ об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Движение транспортных средств на территории предприятия должно соответствовать Правилам дорожного движения.

 

 

Скорость движения транспортных средств на территории предприятия устанавливается в зависимости от развитости путей сообщения, интенсивности грузовых и людских потоков.

 

 

Максимальная скорость движения транспортных средств:

  • в производственных помещениях - не более 5 км/час;
  • на территории предприятия:

·       не более 20 км/час (для транспортных средств, определенных ПОТ РМ-027-2003),

·       не более 10 км/час (для транспортных средств, определенных ПОТ РМ-008-99);

  • на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом - не более 3 км/час;
  • на площадках для проверки тормозов - не более 40 км/час.

 

Движение транспортных средств на территории предприятия должно соответствовать дорожным знакам, указателям и знакам, принятым на железнодорожном транспорте, установленным на территории предприятия, схемам движения транспортных средств и пешеходов, вывешенным на узловых и видных местах на территории предприятия.

 

 

Присутствие людей в полосе движения автотранспортных средств при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении запрещается!

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению ответственным лицом, назначенным приказом.

 

 

Работодатель обязан:

 

  • назначить лицо, ответственное за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств с подчинением ему, как правило, транспортной службы организации;
  • назначить лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств;
  • назначить лицо, ответственное за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации;
  • обеспечить аттестацию по безопасности дорожного движения не реже одного раза в 5 лет в аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:

·       работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств, и работников, их замещающих,

·       работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств, и работников, их замещающих;

  • утвердить Схему движения транспортных средств на территории организации;
  • установить порядок проведения ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств перед выездом их на линию и по окончании работы.

 

Для проведения предрейсовых медосмотров водителей выделяется комната площадью не менее 12 кв.м с умывальником.

 

 

Предрейсовые осмотры водителей в транспортных организациях могут осуществляться медперсоналом по договору с учреждением здравоохранения, при наличии у такого учреждения лицензии на вид медицинской деятельности "первая (доврачебная) медико-санитарная помощь".

 

 

При наличии фельдшерского здравпункта организация имеет право проводить предрейсовые осмотры водителей самостоятельно. Медицинская деятельность должна быть включена в устав этой организации и подлежит лицензированию как "первая (доврачебная) медико-санитарная помощь". В лицензионных требованиях и условиях должно быть указано: "проведение предрейсовых осмотров водителей". Письмо Минздрава РФ от 26.01.00. № 2510/697-32.

 

 

Работодатель не имеет права:

 

  • заставлять водителя выезжать на АТС, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям Правил и других действующих нормативных актов;
  • направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного законодательством;
  • при работе в зимнее время выпускать в рейс АТС, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины.

 

Руководители структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:

 

  • организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными, что подтверждается подписями в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортных средств на линию, и водителя.
  • обучение безопасным методам труда водителей не реже одного раза в год по утвержденным в организации программам (в объеме не менее 20 час., ГОСТ 12.0.004-90);
  • ежегодное планирование мероприятий по безопасности дорожного движения;
  • допуск водителей к управлению транспортными средствами в установленном порядке.

 

Должностные лица организации имеют право осуществлять контроль на линии, останавливать транспортные средства, управляемые водителями организации.

 

 

Работник, ответственный за безопасную эксплуатацию транспортных средств:

 

  • оформляет и выдает путевые листы с регистрацией в Журнале учета выдачи путевых листов;
  • осуществляет контроль за соблюдением правил технической эксплуатации транспортных средств;
  • обеспечивает проведение инструктажей водителей транспортных средств по охране труда и безопасности дорожного движения с регистрацией в Журнале инструктажа по охране труда на рабочем месте;

 

ДОПУСК ПЕРСОНАЛА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

 

К управлению транспортными средствами допускаются назначенные приказом по организации водители или работники:

 

  • не моложе 18 лет,
  • прошедшие медицинское освидетельствование,
  • обученные безопасным методам и приемам труда,
  • имеющие удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также:
  • водители автопогрузчика, имеющие:

·       удостоверение водителя АТС,

·       удостоверение на право управления автопогрузчиком;

  • водители электропогрузчика, имеющие:

·       удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности,

·       удостоверение на право управления электропогрузчиком.

 

Водители погрузчиков должны быть обучены, кроме того, безопасным приемам работы с грузом.

 

 

Работники, занятые на работах с опасным грузом, проходят специальное обучение и должны иметь удостоверение на право работы с опасными грузами.

 

 

Водители, имеющие перерыв в работе по специальности более 1 года, перед началом работы проходят проверку знаний в квалификационной комиссии организации с отметкой об этом в удостоверении на право вождения.

 

 

К управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки:

 

  • лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы,
  • водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года,
  • водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров.

 

Допуск водителя к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки оформляется заключением, которое хранится в личном деле водителя. Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться водителем только при наличии дополнительного условия в трудовом договоре и после прохождения инструктажа.

 

 

При направлении водителей в рейсы:

 

Водителям предоставляется отдых в отапливаемых помещениях при отсутствии населенных пунктов на пути следования АТС в зимнее время (на постоянных маршрутах протяженностью более 200 км).

 

При направлении:

 

  • водителя в рейс продолжительностью более 1 суток необходимо:

·       проверить укомплектованность АТС дополнительными приспособлениями, оборудованием и инвентарем: металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения;

  • водителя в длительный рейс:

·       оформить командировку и путевой лист,

·       установить водителю график движения с указанием времени движения и стоянки АТС, отдыха, питания, а также места ночлега;

  • двух и более водителей АТС для совместной работы на срок более двух суток:

·       приказом назначить работника, ответственного за охрану труда.

 

Режим труда и отдыха водителей определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

Каждое транспортное средство:

 

  • должно иметь государственный номерной знак или регистрационный номер организации;
  • должно быть закреплено за конкретным водителем;
  • должно быть укомплектовано инструментом и приспособлениями, медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем, упорами под колеса (не менее двух), запасным колесом (кроме автопогрузчиков), буксирным тросом.

 

Изготовление всех грузовых тележек должно производиться по утвержденным в установленном порядке чертежам. Каждая тележка снабжается эксплуатационной документацией.

 

 

Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой 300 кг и более должны быть управляемыми.

 

 

Тележки для перемещения бочек должны быть снабжены предохранительными скобами на концах рукояток и иметь устройства для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележек.

 

 

Каждая грузовая ручная тележка должна иметь табличку (надпись) с ясно указанной на ней датой испытания, грузоподъемностью, инвентарным номером, номером подразделения-владельца.

 

 

На каждом погрузчике должны быть надписи с указанием:

 

  • регистрационного номера,
  • грузоподъемности,
  • даты следующего испытания.

 

Погрузчики окрашиваются в цвет, контрастный с цветом окружающих предметов.

 

 

Электро- и автопогрузчики с высотой подъема груза более 2 м должны быть оборудованы ограждением над головой водителя.

 

 

На местах производства работ с повышенным уровнем шума для оповещения и опознания движущегося транспортного средства дополнительно к звуковой сигнализации должна применяться и световая сигнализация.

 

 

Перед выездом на линию необходимо проверить техническое состояние транспорта: контрольный осмотр, действие в работе тормозов, органов управления, звукового сигнала, освещения, механизмов перемещения груза.

 

 

На линию транспортные средства выпускаются технически исправными, прошедшими технический осмотр. Водителю на руки выдается путевой лист.

 

 

В зимнее время запрещается выпускать на линию транспортные средства с неисправным устройством для обогрева кабины.

 

 

Погрузчики используются на участках с твердым и ровным покрытием.

 

 

Погрузчики с пневматическими шинами, кроме того, на покрытиях из камня (щебня) и выровненных земляных площадках.

 

 

Во время укладки (разборки) штабелей грузов погрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны производиться перегрузочные работы.

 

 

Зона работы погрузчика - площадка, необходимая для его маневрирования, при подъезде к месту погрузки или разгрузки и обратно, размер которой должен быть увеличен на 5 м.

 

 

Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами или условия работы оговариваются в договоре на производство работ и доводятся до сведения водителей.

 

 

Работа АТС на строительных площадках, территории промышленных предприятий и т.п. допускается только с разрешения ответственных работников этих объектов.

 

 

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть дополнительно проинструктирован с записью в Журнале регистрации инструктажа.

 

 

После окончания работы необходимо провести ежедневное техническое обслуживание транспортного средства в соответствии с установленным на предприятии порядком.

 

 

О фактах неудовлетворительного технического состояния транспортных средств или условий их эксплуатации необходимо информировать ответственное должностное лицо.

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ГРУЗА

 

 

Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке, которая указана в технологической документации на транспортирование данного груза.

 

 

Перевозка людей допускается при наличии на транспортном средстве сидений, выполненных предприятием-изготовителем транспорта.

 

 

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в установленном порядке, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях.

 

 

Перед посадкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.

 

 

Проезд в кузовах автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

 

 

При работе в зимнее время не допускается перевозить пассажиров, грузчиков и работников, сопровождающих грузы, в открытом кузове.

 

 

Перед транспортировкой необходимо убедиться в надежной фиксации груза, произведенной в установленном порядке.

 

Для фиксации груза в кузове АТС должны применяться деревянные или металлические упоры, щиты и т.п.

 

АТС, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, должны быть дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и, в случае необходимости, деревянными прокладками (досками).

 

 

Груз должен быть размещен и закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:

 

  • не подвергал опасности водителя и окружающих;
  • не ограничивал водителю обзорности;
  • не нарушал устойчивости транспортного средства;
  • не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и
  • регистрационные номера транспортных средств;
  • не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создавал шума, не пылил, не загрязнял дорогу и окружающую среду.

 

При транспортировании груза погрузчиком:

 

  • крупногабаритные грузы не должны превышать по высоте защитные устройства погрузчика более чем на 1 м, при этом должен быть выделен работник для руководства движением погрузчика;
  • длинномерные грузы разрешается транспортировать на открытых территориях с ровным покрытием, (груз должен быть увязан в пакеты), грузы длиной более 6м необходимо крепить к прицепу;
  • не допускается поднимать на поддонах мелкоштучный груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения на него груза.

 

Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 метра и более (длинномерные грузы), перевозят на АТС с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

 

 

Пылящиеся грузы разрешается перевозить в АТС (открытых кузовах), оборудованных пологами и уплотнениями.

 

 

Водители и грузчики, занятые на работах с пылящими грузами, должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами, а с ядовитыми веществами - противогазами.

 

 

При работе в респираторах или противогазах работникам должен предоставляться периодический отдых со снятием респираторов или противогазов.

 

 

Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену.

 

 

Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, необезвреженной тары, крупногабаритных грузов, а также транспортирование грузов в составе автопоездов с двумя и более прицепами производится в установленном порядке.

 

 

Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком.

 

Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки на вентилях.

В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

При перевозке баллонов находиться людям в кузове автомобиля запрещается.

Перевозить баллоны в вертикальном положении можно только в специальных контейнерах.

Не допускается совместная перевозка кислородных и ацетиленовых баллонов, за исключением случаев транспортировки двух баллонов на специальной тележке к рабочему месту.

 

Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально пробкой вверх.

 

Транспортировка бутылей с кислотами должна производиться в специально оборудованных приспособлениях, предохраняющих бутыли от падения и ударов. Бутыли с кислотами во время транспортировки должны находиться в корзинах или деревянных ящиках (обрешетках) с прочными ручками.

 

Транспортные работы должны производиться с соблюдением мер пожарной безопасности путем:

 

  • исключения толчков и резкого торможения;
  • исключения пролива, протечек легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • исключения открытого выделения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • исключения искрообразования, источников возгорания.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Какова периодичность аттестации лиц, ответственных за техническое состояние и за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств. Какова периодичность обучения безопасным методам труда водителей?

 

а) Аттестация ответственных лиц, а также обучение и проверка знаний требований охраны труда водителей проводится в комиссии организации не реже 1 раза в год.

б) Аттестация ответственных лиц проводится не реже 1 раза в 5 лет в аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте. Обучение безопасным методам труда водителей по утвержденным в организации программам проводится не реже 1 раза в год.

в) Аттестация ответственных лиц проводится не реже 1 раза в 3 года в аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте. Обучение безопасным методам труда водителей проводится ежеквартально при проведении инструктажей по охране труда.

 

2. Ограничена ли в интересах предотвращения несчастных случаев максимальная скорость движения транспортных средств на предприятии?

 

а) Да, ограничена: в производственных помещениях - не более 5 км/час; на поворотах, перекрестках - не более 3 км/час; на территории предприятия для транспорта, используемого внутри организации - не более 10 км/час, для остального транспорта -не более 20 км/час.

б) Да, ограничена: в производственных помещениях - не более 3 км/час, на территории предприятия - не более 15 км/час.

в) Не ограничена: скорость движения транспортных средств на территории каждой организации устанавливается индивидуально в зависимости от интенсивности грузовых потоков.

 

3. Какова периодичность обследования состояния дорог, состояния и наличия разметки, технических средств регулирования движения в организации?

 

а) Не реже одного раза в 3 месяца.

б) Не реже 2-х раз в год: весной и осенью.

в) Не реже одного раза в 12 месяцев.

 

4. Какие требования предъявляются к организации предрейсовых медицинских осмотров?

 

а) Предрейсовые медицинские осмотры проводятся лицом, назначенным приказом по организации, имеющим медицинское образование и аттестованным на право проведения указанной деятельности. Для проведения медосмотров выделяется комната.

б) Предрейсовые медицинские осмотры могут осуществляться по договору с учреждением здравоохранения, имеющим лицензию. При наличии фельдшерского здравпункта организация также имеет право проводить предрейсовые медосмотры водителей, но медицинская деятельность должна быть включена в устав этой организации и подлежит обязательному лицензированию.

в) Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только специалистами территориальных медицинских учреждений.

 

5. Необходимо ли иметь в организации утвержденную работодателем схему движения, транспортных средств и пешеходов?

 

а) Желательно.

б) Обязательно.

в) Вопрос решает работодатель.

 

6. Какие меры следует принимать, чтобы исключить возможность травматизма при перемещении грузов больших размеров авто- и электропогрузчиками?

 

а) Движение погрузчиков должно производиться задним ходом и только при наличии хорошего освещения в данном месте.

б) При транспортировке крупногабаритных грузов должен выделяться работник для руководства движением погрузчика. Крупногабаритные грузы не должны превышать по высоте защитные устройства погрузчика более чем на 1 метр.

в) Перемещение груза производится под наблюдением мастера участка, для которого поставляется груз.

 

7. К управлению электропогрузчиком допускаются:

 

а) лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, в том числе предрейсовый медосмотр, прошедшие инструктаж по охране труда, имеющие удостоверение на право управления электропогрузчиком;

б) в соответствии с ответом "а", а также водители должны иметь удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности;

в) в соответствии с ответом "а", а также водители должны иметь удостоверение водителя автотранспортного средства.

 

8. Какие длинномерные грузы перевозятся на автотранспортных средствах с прицепами-роспусками?

 

а) Грузы, длиной более 4 метров.

б) Грузы, длиной более 5 метров.

в) Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более.

 

9. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при перевозке автомобилем баллонов со сжатым газом?

 

а) Автомобили должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом.

б) При перевозке баллонов в кузове автомобиля должен быть сопровождающий, он же

в) Меры безопасности изложены в ответах «а» и «б».

 

10. В каких случаях водители автотранспортных средств допускаются к погрузочно-разгрузочным работам?

 

а) В случаях производственной необходимости с разрешения руководителя погрузочно-разгрузочных работ.

б) Водители к погрузочно-разгрузочным работам не допускаются.

в) Допускаются только при наличии дополнительного условия в трудовом договоре и после прохождения инструктажа по охране труда.

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz