|
4.6. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств
4.6. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств
После изучения этого раздела Вы будете знать:
Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
С данным разделом связаны:
Раздел 2.5 Инструктаж, обучение и допуск персонала к работе.
Раздел 2.9 Организация предварительных и периодических медицинских осмотров Раздел 4.7 Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах. Раздел 7.2 Порядок обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты.
ВВЕДЕНИЕ
Межотраслевые правила по охране труда ПОТ РМ-008-99 распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая грузовые тележки, используемых в технологических транспортных операциях внутри организации (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами; торговыми залами и др. объектами).
Безрельсовые колесные транспортные средства, не подлежащие регистрации в территориальных органах ГИБДД, регистрируются в установленном в организации порядке с присвоением им регистрационного номера организации.
При организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, которые распространяются:
Приказ Минтранса России от 09.03.95 № 27 ПОЛОЖЕНИЕ об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Движение транспортных средств на территории предприятия должно соответствовать Правилам дорожного движения.
Скорость движения транспортных средств на территории предприятия устанавливается в зависимости от развитости путей сообщения, интенсивности грузовых и людских потоков.
Максимальная скорость движения транспортных средств:
· не более 20 км/час (для транспортных средств, определенных ПОТ РМ-027-2003), · не более 10 км/час (для транспортных средств, определенных ПОТ РМ-008-99);
Движение транспортных средств на территории предприятия должно соответствовать дорожным знакам, указателям и знакам, принятым на железнодорожном транспорте, установленным на территории предприятия, схемам движения транспортных средств и пешеходов, вывешенным на узловых и видных местах на территории предприятия.
Присутствие людей в полосе движения автотранспортных средств при въезде, выезде или маневрировании в производственном помещении запрещается!
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению ответственным лицом, назначенным приказом.
Работодатель обязан:
· работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств, и работников, их замещающих, · работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств, и работников, их замещающих;
Для проведения предрейсовых медосмотров водителей выделяется комната площадью не менее 12 кв.м с умывальником.
Предрейсовые осмотры водителей в транспортных организациях могут осуществляться медперсоналом по договору с учреждением здравоохранения, при наличии у такого учреждения лицензии на вид медицинской деятельности "первая (доврачебная) медико-санитарная помощь".
При наличии фельдшерского здравпункта организация имеет право проводить предрейсовые осмотры водителей самостоятельно. Медицинская деятельность должна быть включена в устав этой организации и подлежит лицензированию как "первая (доврачебная) медико-санитарная помощь". В лицензионных требованиях и условиях должно быть указано: "проведение предрейсовых осмотров водителей". Письмо Минздрава РФ от 26.01.00. № 2510/697-32.
Работодатель не имеет права:
Руководители структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:
Должностные лица организации имеют право осуществлять контроль на линии, останавливать транспортные средства, управляемые водителями организации.
Работник, ответственный за безопасную эксплуатацию транспортных средств:
ДОПУСК ПЕРСОНАЛА К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
К управлению транспортными средствами допускаются назначенные приказом по организации водители или работники:
· удостоверение водителя АТС, · удостоверение на право управления автопогрузчиком;
· удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности, · удостоверение на право управления электропогрузчиком.
Водители погрузчиков должны быть обучены, кроме того, безопасным приемам работы с грузом.
Работники, занятые на работах с опасным грузом, проходят специальное обучение и должны иметь удостоверение на право работы с опасными грузами.
Водители, имеющие перерыв в работе по специальности более 1 года, перед началом работы проходят проверку знаний в квалификационной комиссии организации с отметкой об этом в удостоверении на право вождения.
К управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки:
Допуск водителя к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки оформляется заключением, которое хранится в личном деле водителя. Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться водителем только при наличии дополнительного условия в трудовом договоре и после прохождения инструктажа.
При направлении водителей в рейсы:
Водителям предоставляется отдых в отапливаемых помещениях при отсутствии населенных пунктов на пути следования АТС в зимнее время (на постоянных маршрутах протяженностью более 200 км).
При направлении:
· проверить укомплектованность АТС дополнительными приспособлениями, оборудованием и инвентарем: металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения;
· оформить командировку и путевой лист, · установить водителю график движения с указанием времени движения и стоянки АТС, отдыха, питания, а также места ночлега;
· приказом назначить работника, ответственного за охрану труда.
Режим труда и отдыха водителей определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Каждое транспортное средство:
Изготовление всех грузовых тележек должно производиться по утвержденным в установленном порядке чертежам. Каждая тележка снабжается эксплуатационной документацией.
Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой 300 кг и более должны быть управляемыми.
Тележки для перемещения бочек должны быть снабжены предохранительными скобами на концах рукояток и иметь устройства для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележек.
Каждая грузовая ручная тележка должна иметь табличку (надпись) с ясно указанной на ней датой испытания, грузоподъемностью, инвентарным номером, номером подразделения-владельца.
На каждом погрузчике должны быть надписи с указанием:
Погрузчики окрашиваются в цвет, контрастный с цветом окружающих предметов.
Электро- и автопогрузчики с высотой подъема груза более 2 м должны быть оборудованы ограждением над головой водителя.
На местах производства работ с повышенным уровнем шума для оповещения и опознания движущегося транспортного средства дополнительно к звуковой сигнализации должна применяться и световая сигнализация.
Перед выездом на линию необходимо проверить техническое состояние транспорта: контрольный осмотр, действие в работе тормозов, органов управления, звукового сигнала, освещения, механизмов перемещения груза.
На линию транспортные средства выпускаются технически исправными, прошедшими технический осмотр. Водителю на руки выдается путевой лист.
В зимнее время запрещается выпускать на линию транспортные средства с неисправным устройством для обогрева кабины.
Погрузчики используются на участках с твердым и ровным покрытием.
Погрузчики с пневматическими шинами, кроме того, на покрытиях из камня (щебня) и выровненных земляных площадках.
Во время укладки (разборки) штабелей грузов погрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны производиться перегрузочные работы.
Зона работы погрузчика - площадка, необходимая для его маневрирования, при подъезде к месту погрузки или разгрузки и обратно, размер которой должен быть увеличен на 5 м.
Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами или условия работы оговариваются в договоре на производство работ и доводятся до сведения водителей.
Работа АТС на строительных площадках, территории промышленных предприятий и т.п. допускается только с разрешения ответственных работников этих объектов.
Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть дополнительно проинструктирован с записью в Журнале регистрации инструктажа.
После окончания работы необходимо провести ежедневное техническое обслуживание транспортного средства в соответствии с установленным на предприятии порядком.
О фактах неудовлетворительного технического состояния транспортных средств или условий их эксплуатации необходимо информировать ответственное должностное лицо.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ГРУЗА
Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке, которая указана в технологической документации на транспортирование данного груза.
Перевозка людей допускается при наличии на транспортном средстве сидений, выполненных предприятием-изготовителем транспорта.
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в установленном порядке, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях.
Перед посадкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.
Проезд в кузовах автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
При работе в зимнее время не допускается перевозить пассажиров, грузчиков и работников, сопровождающих грузы, в открытом кузове.
Перед транспортировкой необходимо убедиться в надежной фиксации груза, произведенной в установленном порядке.
Для фиксации груза в кузове АТС должны применяться деревянные или металлические упоры, щиты и т.п.
АТС, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, должны быть дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и, в случае необходимости, деревянными прокладками (досками).
Груз должен быть размещен и закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:
При транспортировании груза погрузчиком:
Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 метра и более (длинномерные грузы), перевозят на АТС с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.
Пылящиеся грузы разрешается перевозить в АТС (открытых кузовах), оборудованных пологами и уплотнениями.
Водители и грузчики, занятые на работах с пылящими грузами, должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами, а с ядовитыми веществами - противогазами.
При работе в респираторах или противогазах работникам должен предоставляться периодический отдых со снятием респираторов или противогазов.
Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену.
Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, необезвреженной тары, крупногабаритных грузов, а также транспортирование грузов в составе автопоездов с двумя и более прицепами производится в установленном порядке.
Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком.
Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки на вентилях. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен. При перевозке баллонов находиться людям в кузове автомобиля запрещается. Перевозить баллоны в вертикальном положении можно только в специальных контейнерах. Не допускается совместная перевозка кислородных и ацетиленовых баллонов, за исключением случаев транспортировки двух баллонов на специальной тележке к рабочему месту.
Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально пробкой вверх.
Транспортировка бутылей с кислотами должна производиться в специально оборудованных приспособлениях, предохраняющих бутыли от падения и ударов. Бутыли с кислотами во время транспортировки должны находиться в корзинах или деревянных ящиках (обрешетках) с прочными ручками.
Транспортные работы должны производиться с соблюдением мер пожарной безопасности путем:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова периодичность аттестации лиц, ответственных за техническое состояние и за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств. Какова периодичность обучения безопасным методам труда водителей?
а) Аттестация ответственных лиц, а также обучение и проверка знаний требований охраны труда водителей проводится в комиссии организации не реже 1 раза в год. б) Аттестация ответственных лиц проводится не реже 1 раза в 5 лет в аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте. Обучение безопасным методам труда водителей по утвержденным в организации программам проводится не реже 1 раза в год. в) Аттестация ответственных лиц проводится не реже 1 раза в 3 года в аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте. Обучение безопасным методам труда водителей проводится ежеквартально при проведении инструктажей по охране труда.
2. Ограничена ли в интересах предотвращения несчастных случаев максимальная скорость движения транспортных средств на предприятии?
а) Да, ограничена: в производственных помещениях - не более 5 км/час; на поворотах, перекрестках - не более 3 км/час; на территории предприятия для транспорта, используемого внутри организации - не более 10 км/час, для остального транспорта -не более 20 км/час. б) Да, ограничена: в производственных помещениях - не более 3 км/час, на территории предприятия - не более 15 км/час. в) Не ограничена: скорость движения транспортных средств на территории каждой организации устанавливается индивидуально в зависимости от интенсивности грузовых потоков.
3. Какова периодичность обследования состояния дорог, состояния и наличия разметки, технических средств регулирования движения в организации?
а) Не реже одного раза в 3 месяца. б) Не реже 2-х раз в год: весной и осенью. в) Не реже одного раза в 12 месяцев.
4. Какие требования предъявляются к организации предрейсовых медицинских осмотров?
а) Предрейсовые медицинские осмотры проводятся лицом, назначенным приказом по организации, имеющим медицинское образование и аттестованным на право проведения указанной деятельности. Для проведения медосмотров выделяется комната. б) Предрейсовые медицинские осмотры могут осуществляться по договору с учреждением здравоохранения, имеющим лицензию. При наличии фельдшерского здравпункта организация также имеет право проводить предрейсовые медосмотры водителей, но медицинская деятельность должна быть включена в устав этой организации и подлежит обязательному лицензированию. в) Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только специалистами территориальных медицинских учреждений.
5. Необходимо ли иметь в организации утвержденную работодателем схему движения, транспортных средств и пешеходов?
а) Желательно. б) Обязательно. в) Вопрос решает работодатель.
6. Какие меры следует принимать, чтобы исключить возможность травматизма при перемещении грузов больших размеров авто- и электропогрузчиками?
а) Движение погрузчиков должно производиться задним ходом и только при наличии хорошего освещения в данном месте. б) При транспортировке крупногабаритных грузов должен выделяться работник для руководства движением погрузчика. Крупногабаритные грузы не должны превышать по высоте защитные устройства погрузчика более чем на 1 метр. в) Перемещение груза производится под наблюдением мастера участка, для которого поставляется груз.
7. К управлению электропогрузчиком допускаются:
а) лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, в том числе предрейсовый медосмотр, прошедшие инструктаж по охране труда, имеющие удостоверение на право управления электропогрузчиком; б) в соответствии с ответом "а", а также водители должны иметь удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности; в) в соответствии с ответом "а", а также водители должны иметь удостоверение водителя автотранспортного средства.
8. Какие длинномерные грузы перевозятся на автотранспортных средствах с прицепами-роспусками?
а) Грузы, длиной более 4 метров. б) Грузы, длиной более 5 метров. в) Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более.
9. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при перевозке автомобилем баллонов со сжатым газом?
а) Автомобили должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом. б) При перевозке баллонов в кузове автомобиля должен быть сопровождающий, он же в) Меры безопасности изложены в ответах «а» и «б».
10. В каких случаях водители автотранспортных средств допускаются к погрузочно-разгрузочным работам?
а) В случаях производственной необходимости с разрешения руководителя погрузочно-разгрузочных работ. б) Водители к погрузочно-разгрузочным работам не допускаются. в) Допускаются только при наличии дополнительного условия в трудовом договоре и после прохождения инструктажа по охране труда.
|
|